Цивилизация и варварство
Get Adobe Flash player

Благосостояние государства

Два крупнейших политика С. Ю. Витте и П. А. Столыпин действовали в это время и посредством реформ прокладывали путь возможному будущему благосостоянию государства и его населения. «Но первого, замечают JL Новикова и И. Сиземская, Николай уволил с должности, хотя и в дальнейшем часто обращался к его услугам. Второго «позволил убить» у себя на глазах своей охранке» (цитир. произв., с. 92). И опять: если и появляются в России талантливые реформаторы, то во время самих реформ их дружно ненавидят, оплевывают даже убивают. А через столетие как сегодня возвеличивают, проливают совсем уж запоздалые слезы. В свете устойчивости российских исторических аналогий вызывают страх, если не ужас, и закоренелое неумение всех, по сути, слоев населения и активно действующих политических сил ценить, хранить, закреплять с трудом достигаемую, еще хрупкую стабильность, и неуемный социальный зуд снова сорваться в пропасть революций, переделов, гражданской бойни. (Об этом же подробнейшим образом рассказано в книге В. Кантора «. Есть европейская держава. Россия: трудный путь к цивилизации» и что особенно ценно, уже с подробной опорой на историкоцивилизационный анализ.)

Опасения вызывают и более конкретные структурные аналогии с a priori жизненного мира прежней России. Это, например, воспоминания о контрреформах 80х годов XIX века при Александре III, о которых Л. Н. Толстой говорил как об эпохе, разрушившей «все то доброе, что стало входить в жизнь при Александре II», и пытавшейся «вернуть Россию к варварству времен начала нынешнего столетия». И само убийство террористами «Народной воли» «Царяосвободителя» факт более чем показательный. Да, в варварство российское общество готово впадать, что называется, не глядя. О чем подробнее далее в данном разделе моей книги.