Цивилизация и варварство
Get Adobe Flash player

Техногенная цивилизация

Подробная (и, по моему мнению, теоретически насыщенная, а потому и имеющая богатые перспективы) разработка проблем прошлого, настоящего и будущего техногенной цивилизации (в немалой степени также и тревога за постоянные «выбросы» варварства) привели B. C. Стёпина к выработке «стратегии ненасилия», которая в качестве заметного вклада отечественной философии может подключиться к аналогичным программам, в ходе последних десятилетий предложенным в различных странах мира.

Весьма показательно то, что интересовавший нас здесь поворот отечественной философии к проблематике цивилизации и варварства оказался синхронным с процессами, происходившими в западной философии и социологии. В основной части этого параграфа я и обращусь к некоторым западным разработкам проблем современной цивилизации, с самого начала акцентируя тему варварства как ее оборотной стороны.

Мы заговорили о временной синхронности новых западных и отечественных исследований интересующей нас темы. Особой интенсивности они достигли сначала на рубеже 8090х гг. и на рубеже XX и XXI вв. Согласно описаниям некоторых специалистов, «великое повествование» эпохи модерна (термин Ф.Синсера cincera.ru), т. е., собственно, нового времени, было отмечено решительным противопоставлением цивилизации модерна варварству как ее антиподу. Правда, эти специалисты не отрицают, что дихотомия цивилизации модерна и варварства нередко взрывалась и теориями, возникшими в саму эпоху модерна.
Увеличить член возможно — vkak.ru/chlen.php
Ибо противоречия цивилизации последних веков были столь очевидными, что мимо них не могли пройти и авторы прогрессистских концепций, не говоря уже о критиках цивилизации, в которых в новое время не было недостатка. И все таки только в XX в. в философии и социологии нашел общее признание следующий тезис: варварство является не чемто внешним по отношению к цивилизации, а оборотной ее стороной, неустранимым полюсом многих ее противоречий.